В легендах,быличках, магических практиках  и других сферах жизни и жанрах традиционной культуры  заметное место занимают колючие деревья и кустарники - такие как боярышник, терновник, шиповник,ежевика, держидерево, можжевельник. Традиционная культура приписывает этим кустарникам особую связь с демонами , а не редко даже ведет их происхождение от дьявола. В то же время,именно эти кустарники(их шипы,колючки и ветки) широко используются в качестве апотропея, для защиты от тех же демонов ," ходячих" покойников,а также болезней и других напастей.

Первая и самая очевидная черта, объединяющая все колючие кустарники,-их связь с демонами- начиная с их поверий об их дьявольском происхождение или о том,что они являются местом обитания демонов,и заканчивая сюжетами об их взаимных перевоплощения.

Колючие кустарники и их ветви использовались ведьмами в качестве колдовского инструмента.В магии колючие кустарники выполняют ряд функций,главные из которых ,объединяющие эти растения-обереги ,является их применение с целью помешать умершему превратиться после смерти в вампира или иного  "ходячего" покойника. Тела покойников, подозреваемых в посмертном "хождении" и вампиризме ,пробивали колом из древесины колючих кустарников,втыкали в них колючки и шипы ,обкладывали в гробу колючими ветками ,и, наконец, в качестве самого радикального способа- сжигали на разведенном на колючих ветках огне.

Разнообразными были и магические практики ,осуществляемые профилактически,чтобы помешать вампиру проникнуть в дома,беспокоить и пугать людей. В отдельных случаях кустарники применяли для распознавания демонов.Сербы в Скопской Котлине считали,что ведьмы ,называемые вештерице, происходят от старух,уже  умерших или очень  старых(которые бродят во сне ,когда их дуща покидат тело),которые передвигаются по ночам в видя огня или пучка света. От них можно защититься только с помощью колючек держидерева.

 Боярышник,терновник,ежевику  и шиповник широко применяли в качестве многофункционального оберега- для защиты от демонов,ведьм и змей,а также разнообразных проявлений злонамеренной магии.

С помощью боярышника оберегали скотину и возвращали отнятое молоко у нее.В Полесье в купальскую ночь в ворота хлева и двора втыкали шиповник,колючую грушу и крапиву,а также ежевику,чтобы ведьмы исколола руки, если попытается добраться до коровы. Хотя чаще в этой функции у восточных славян использовалась именно жгучая крапива.

Боярышнику приписывалась способность отгонять змей, а также других хтонических животных и насекомых.Сербы верили,что змею можно убить палкой из черного боярышника, а также ножом,ножны которого сделаны из него же.

Отношение к колючим кустарникам как к апотропеям определило их применение при угрозе повальных и моровых болезней - в основном в качестве средства защиты села,дома и двора от проникновения чумы или холеры. К помощи колючих кустарников прибегали также в случае обычных,не эпидемических болезней.Боярышник широко применялся в народной медицине: под ним проводили ритуал исцеления и на него можно было символически перенести болезнь.

Колючие кустарники и их части у южных славян использовались в профилактической магии. Кусочки боярышника вшивали в амулеты для детей; украшали ветками в Вербное воскресенье  дома и загоны со скотом; В Юрьев день женщины кидали их под мельничное колесо в воду,в которой собирались купаться .Колючку боярышника втыкали в головку чеснока и помещали в колыбель в доме,где не " держаться" дети.

Применение колючих кустарников в лечебных и профилактических целях известно и за пределами южнославянской традиции - у западных славян ,на Карпатах, на Украине  и других местах.

У Донских казаков, если для похорон случайно сделали гроб больше,чем требовалось для умершего свободное пространство в нем ,чтобы избежать следующей смерти, набивали терновыми ветками и колючками(Власкина 2011:93)

Разные виды колючих кустарников ,применявшихся в качестве оберега,полностью или частично похожи друг на друга, но самым " активным" среди колючих кустарников является боярышник.

Т.А. Агапкина  Деревья в славянской народной традиции.Очерки.

Матушка Макошь- Богиня плодородия,мать урожаев,Богиня-Пряха.Славянская Богиня ,почитаемая с древних времен до наших дней. Макошь почитают Пряхой Судеб,прядущая Нити Судеб всего сущего.Богине Макошь помогают две Богини -Покровительницы: Доля и Недоля.

К Богине Макошь обращаются ,чтобы улучшить женскую долю,повлиять на судьбу человека,улучшить жизнь.

На фото подготовка к обряду на улучшение женской доли.

Страница 1 из 2

© 2020 www.jenks.ru Все права защищены.